Обзор проектов трубопроводов для нефтепродуктов

Эксперты в 2013 году фиксировали сокращение перевалки сырой нефти на экспорт через Балтийскую трубопроводную систему (БТС), а именно, через порт Приморск. В первую очередь это произошло из-за постепенной переориентации потоков сырья с Запада на Восток (на ВСТО). Еще с первого квартала 2013 года прокачка нефти через Козьмино возросла на 39,5%, а в Приморске экспортные объемы снизились. С Приморским направлением конкурирует также соседний порт Усть-Луга, который стал экспортировать сырую нефть после запуска БТС-2, которая вышла на режим в сентябре 2013 года. В 2013 году объем поставок сырья в Приморске снизился на 20%, а в Усть-Луге, напротив, возрос на 64%.

В конце 2013 года возникла идея «переформатирования» БТС под загрузку дизельного топлива, в проекте заинтересованы «Транснефть» и группа «Сумма». Это может произойти в течение трех лет. По «переформатированной» топливной системе можно будет прокачивать примерно 15 млн тонн дизтоплива, но не исключено, что этот объем приблизится к 30 млн тонн. В целом проект укладывается в прогнозы значительного увеличения производства и экспорта газойля из России.

Через Усть-Лугу пока проходит больше нефтепродуктов, чем через Приморск. В прошлом году первая перевалила около 16 млн тонн, в том числе мазут и нафту компаний «НОВАТЭК», «Роснефтьбункер» и «СИБУР». Через Приморск же за это время было транспортировано 9,3 млн тонн нефтепродуктов.

Дизельное топливо в БТС смогут поставлять «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Сургутнефтегаз» же будет транспортировать топливо через Усть-Лугу. Вместе с тем, в программе «Транснефти» остается и расширение трубопровода «Север» (Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск) — с 8,4 млн тонн до 15 млн тонн, проект переформатирования БТС (ан Приморск) может быть дополнением к данному проекту, способным удешевить расширение «Севера».

«Транснефть» и нефтяные компании продолжали в 2013 году обсуждать будущий маршрут нефтепродуктопровода «Юг». Во второй половине года появилась идея сделать конечной точкой расширения трубопровода Новороссийск, а не Туапсе, как предполагалось ранее. По оценке главы «Транснефти» Николая Токарева, такой вариант «был бы наиболее целесообразным, потому что там есть все необходимые инфраструктурные условия». «Транснефть» уже начала заниматься участком проекта от Черного моря до Волгограда.

Еще в 2012 году президент «Роснефти» Игорь Сечин просил направить ветку «Юга» в Туапсе, где компания увеличила мощность нефтеналивного терминала до 10,2 млн тонн в год. Но по оценке главы «Транснефти», в такой конфигурации стоимость трубы превысит 120 млрд рублей. Таких денег в инвестпрограмме «Транснефть» найти не могла, но была готова реализовать проект на средства «Роснефти». Вплоть до начала 2014 года был актуальны три варианта окончания трубы: Новороссийск, Туапсе и ветки в оба порта.

В октябре 2013 года «ЛУКОЙЛ» подтвердил желание участвовать в финансировании строительства «Юга» от Волгоградского НПЗ до Новороссийска. После этого Токарев подтвердил, что к нефтепродуктопроводу хотели бы подключиться еще три НПЗ, расположенных на юге России – Краснодарский, Афипский и Ильский. «Транснефть» также приобрела 10% акций Новороссийского морского торгового порта, что, по мнению экспертов, позволит транспортной монополии усилить контроль над инвестициями по созданию необходимой для проекта инфраструктуры в порту.

Проект «Юг» направлен на создание трубопроводной системы для экспорта российских светлых нефтепродуктов с черноморского побережья. Проект предусматривает строительство нефтепродуктопровода Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск протяженностью около 1465 км, а также 10 перекачивающих станций. Мощность нефтепродуктопровода запланирована на уровне 8,7 млн тонн в год. В инвестпрограмме «Транснефти» расходы на первый и второй этапы проекта «Юг» запланированы на уровне 48,7 млрд рублей.

Источник ИИС "Металлоснабжение и сбыт"