Ваш город:

В 1-ом квартале объем реализации труб ТМК вырос на 14%

За первый квартал 2011 г. выручка ТМК выросла на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила $1 669 млн, чему способствовали рост цен, улучшение структуры сортамента выпускаемой продукции и увеличение объема реализации. В результате роста объема реализации, благоприятной динамики цен и улучшения структуры сортамента продукции валовая прибыль увеличилась на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив $391 млн. Скорректированный показатель EBITDA вырос на 44% по сравнению с первым кварталом 2010 г. с $204 до 293 млн. Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA выросла с 16% до 18% соответственно, в то время как валовая маржа снизилась на 1% до 23%.

Чистая прибыль составила $104 млн по сравнению с чистым убытком в размере $1 млн в первом квартале 2010 г., что связано с увеличением валовой прибыли, уменьшением суммы чистых финансовых расходов, а также снижением убытка от изменения справедливой стоимости производного финансового инструмента. Чистая прибыль, скорректированная на убыток от изменения справедливой стоимости производного финансового инструмента (не является показателем МСФО), составила $121 млн по сравнению с $46 млн США за аналогичный период прошлого года. Рентабельность по скорректированной чистой прибыли увеличилась с 4% до 7% соответственно.

По сравнению с 31 декабря 2010 г. чистый долг rомпании вырос на 4% и составил $3 853 млн. Рост долга произошел в первую очередь в результате укрепления курса российского рубля по отношению к
доллару США, что привело к увеличению долларового эквивалента рублевого долга. Доля краткосрочных кредитов и займов сократилась по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 31 декабря 2010 года с 18% до 13%. Средневзвешенная номинальная процентная ставка по обслуживанию долга TMK по состоянию на 31 марта 2011 г. составила 7,7%, что на 16 базисных пунктов ниже, чем аналогичный показатель по состоянию на 31 декабря 2010 г.

Совокупный объем реализации труб вырос на 14%, составив 1 060 тыс. т, что объясняется, прежде всего, ростом объема продаж бесшовных труб промышленного назначения и труб большого диаметра (ТБД) в российском дивизионе. Объем реализации бесшовных труб увеличился на 9% по сравнению с первым кварталом 2010 г. и достиг 590 тыс. т. Основной причиной роста стало восстановление спроса на бесшовные трубы промышленного назначения, объем реализации которых вырос на 52% и составил 154 тыс. т. На фоне стабильно высокого спроса на ТБД в России компания на 22% увеличила объем реализации сварных труб, который составил 470 тыс. т. В связи с продолжающейся реализацией в России крупномасштабных проектов по строительству трубопроводов объем реализации ТБД вырос на 51% и достиг 207 тыс. т.

Объем реализации нарезных труб нефтегазового сортамента (OCTG) практически не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Незначительный рост объема продаж в российском дивизионе компенсировался падением в американском дивизионе. Объем реализации линейных труб увеличился на 4% благодаря росту продаж в американском дивизионе.

В марте 2011 г. TMK выиграла открытый аукцион на приобретение 25,5% акций в уставном капитале ОАО «Волгоградский речной порт». Сумма сделки составляет 113 млн руб. (около $4 млн). Ожидается, что окончательный переход права собственности произойдет во втором квартале 2011 г. Это приобретение позволит ТМК оптимизировать логистические схемы на Волжском трубном заводе и будет способствовать осуществлению поставок труб в Каспийский регион для нужд нефтегазовой промышленности.

В марте 2011 г. TMK IPSCO запустила вторую линию по нарезке премиальных соединений ULTRATM мощностью 240 тыс. соединений на своем заводе, расположенном в г. Брукфилд (штат Огайо, США). Новая линия позволит расширить существующий сортамент выпускаемой продукции и усилит позиции TMK IPSCO на рынках сланцевого газа и нефти в США и Канаде.

В мае 2011 г. TMK начала строительство научно-исследовательского центра в г. Хьюстон (штат Техас, США), который будет заниматься проектно-конструкторскими работами, различными видами испытаний, а также перспективными исследованиями в области металлургии.

Доля ТМК на российском рынке труб снизилась по сравнению с первым кварталом 2010 г. с 28% до 26%, в то время как компания сосредоточилась на повышении рентабельности продаж на территории России. Доля компании на рынках OCTG и линейных труб составила 60% и 71% соответственно. В первом квартале 2011 г. объем российского рынка бесшовных OCTG и линейных труб вырос на 18% и на 4% соответственно.

В сегменте сварных труб сохранился высокий спрос на трубы большого диаметра, что позволило ТМК увеличить объем продаж ТБД на 51% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем российского рынка ТБД вырос по сравнению с первым кварталом 2010 г. на 47% и превысил 4 млн т в пересчете на год. ТМК продолжила поставки продукции в рамках ряда крупных проектов, включая строительство газопроводов Бованенково-Ухта, Ухта-Торжок, Починки-Грязовец и др. Это позволило компании сохранить свою долю на российском рынке на уровне 19%.

На фоне подъема машиностроительной отрасли объем российского рынка бесшовных труб промышленного назначения вырос на 40% по сравнению с первым кварталом 2010 г. ТКМ сохранила свою долю на этом рынке на уровне 34%.

В течение первого квартала 2011 г. объем буровых работ в США оставался на стабильно высоком уровне, несмотря на снижение цен на природный газ и введение запрета на морское бурение после аварии в Мексиканском заливе. По данным Baker Hughes, в период с конца декабря 2010 г. по конец марта 2011 г. количество буровых вышек в США выросло на 5% до 1 776 штук. При этом доля нефтяных вышек от общего числа буровых увеличилась с 45% в декабре 2010 г. до 50% в апреле 2011 г. Ожидается дальнейший рост активности буровых работ, а количество буровых вышек, по мнению Preston Pipe, может к концу текущего года превысить 1 900 штук. Несмотря на то, что объем импорта стальных труб достиг докризисного уровня и своего исторического максимума, уровень складских запасов OCTG не превышает пятимесячный объем поставок.

Объем трубной продукции, реализованной за пределами России, составил 366 тыс. т, что составляет 35% от совокупного объема продаж компании. Доля экспорта российских предприятий Компании составила 10% от совокупного объема реализации ТМК. Компания продолжает ощущать влияние неблагоприятной конъюнктуры на рынках Северной Африки и Ближнего Востока, что вызвано геополитической нестабильностью и снижением цен.

Учитывая результаты за первый квартал, компания подтверждает свои прогнозы по увеличению объема реализации по итогам 2011 г. на 7-10%. Несмотря на значительный рост цен на сталь в первом квартале 2011 г., компании удалось сохранить доходность за счет увеличения объема продаж, роста цен и улучшения структуры сортамента продукции.

В случае сохранения текущих рыночных тенденций, компания ожидает, что скорректированный показатель EBITDA и рентабельность по скорректированному показателю EBITDA во втором квартале 2011 г. не претерпят существенных изменений по сравнению с первым кварталом 2011 г. Компания планирует в 2011 г. снизить уровень долга за счет денежного потока от операционной деятельности.

Результаты деятельности дивизионов (1 кв. 2011г. в сравнении с 1 кв. 2010г.)
Объем реализации в российском дивизионе вырос на 15% и составил 802 тыс. тонн. Объем продаж OCTG остался на уровне первого квартала 2010 г., несмотря на значительное снижение объема экспорта, вызванное политическим кризисом в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Вследствие устойчивого спроса со стороны ведущих нефтегазовых компаний объем продаж ТБД увеличился на 51%. В результате роста промышленного производства в России объем продаж труб промышленного назначения вырос на 21%.

Объем реализации в американском дивизионе составил 212 тыс.т, что на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это было вызвано как повышением активности буровых работ, так и введением в США антидемпинговых пошлин на китайскую трубную продукцию. В то время как наблюдался рост объема продаж линейных труб и труб промышленного назначения, объем реализации OCTG остался на прежнем уровне, поскольку снижение объема импорта из Китая компенсировалось ростом импорта из других стран, в частности из Южной Кореи.

Объем реализации в европейском дивизионе вырос в первом квартале 2011 г. на 10% и составил 46 тыс. т, что было вызвано, прежде всего, высоким уровнем спроса, особенно со стороны предприятий машиностроительной отрасли. Выручка в российском дивизионе составила $1 242 млн, что на 37% больше, чем в первом квартале 2010 г. За счет увеличения объема реализации выручка возросла на $130 млн, а рост цен и улучшение структуры сортамента продукции способствовали увеличению выручки на 162 млн. В результате пересчета функциональной валюты в валюту представления отчетности выручка увеличилась на $26 млн.

В первом квартале 2011 г. американский дивизион увеличил выручку на 21% до $345 млн. При этом доля в выручке, связанная с изменением цен и улучшением структуры сортамента продукции, составила $36 млн, а рост объема реализации обеспечил увеличение выручки на $34 млн. Выручка от реализации в европейском дивизионе увеличилась в первом квартале 2011 г. на 78% и составила $82 млн. Это было вызвано, прежде всего, повышением отпускных цен, что наряду с улучшением структуры сортамента продукции привело к увеличению выручки на $21 млн. Повышение объема продаж позволило увеличить выручку на $4 млн. Отрицательный эффект от пересчета функциональной валюты в валюту представления отчетности составил $3 млн.

Российский дивизион увеличил валовую прибыль по сравнению с первым кварталом 2010 г. с $203 до 280 млн. Валовая маржа выросла с 22% до 23% соответственно, что отражает увеличения доли высокорентабельных ТБД в общей структуре продаж. В отчетном периоде валовая прибыль в американском дивизионе выросла по сравнению с первым кварталом 2010 г. с $79 до 89 млн. Валовая маржа снизилась на 2% и составила 26%, что было вызвано резким ростом цен на сырье.

Европейский дивизион продемонстрировал рост валовой прибыли с $11 млн в первом квартале 2010 г. до $22 млн в отчетном периоде. Валовая маржа выросла по сравнению с первым кварталом 2010 г/ с 23% до 27%, что было в первую очередь обусловлено общей благоприятной рыночной конъюнктурой, а также выполнением заказов на поставку высокорентабельных термообработанных труб промышленного назначения из легированной стали.