Трубы для нефтепровода

Трубы нефтяного сортамента включают:

Классификация нефтяных труб

Особые свойства металлического трубного проката нефтяного назначения объясняют возможность их применения в специфических условиях отрасли, суровом климате, разных по назначению нефтепроводах.

Существует 3 группы нефтепроводов из двух основных категорий (добычи и транспортировки нефти):

  • промысловые нефтепроводы, предназначенные для перекачки нефти с места добычи к месту подготовки на промыслах;
  • магистральные – до мест потребления (диаметр трубы – от 114 до 1400, толщина стенки - 4 - 32 мм);
  • технологические, осуществляющие перекачку нефтепродуктов на одном предприятии или территории, объединяющей несколько предприятий.

Нефтепромысловые трубы

Сортамент труб для нефтепровода включает буровые, обсадные и насосно-компрессорные трубы.

Бурильные нефтяные трубы передают вращение с бурового оборудования непосредственно на резцы, которые проникают в нефтеносный слой. Большие нагрузки объясняют использование бесшовных прочных труб. Выпускаются с приваренными замками. Параметры проката:

  • внешний диаметр составляет 60,3–139,7 мм;
  • толщина стенки – 7,0–10,5 мм;
  • максимальная длина составляет 12,5 м.

Требования к качеству труб изложены в ГОСТ Р 50278-92, технических условиях 39. 0147016-63, других регламентах.

Обсадные трубы служат для удерживания (обсаживания) стенок скважины при смещении грунтовых пород, т. о. предотвращая разрушение бурового инструмента.

Материал изготовления – среднеуглеродистая или низколегированная сталь. Предусмотрено использование бесшовных труб с параметрами:

  • диаметр – 114 – 508 мм;
  • толщина станки составляет 5 – 16 мм;
  • длина – 9,5 – 13 метров.

Качество проката должно соответствовать требованиям ГОСТ 632-80, техническим регламентам 14-3Р-76-2004, 39. 0147016-63 и другим условиям.

Насосно-компрессорная нефтяная труба погружается в скважину и подает наружу нефтемасловодяную эмульсию. Нефтяные трубы длиной до 11,5 м соединяются между собой посредством применения муфт или резьбовым соединением. Для этого один конец трубы имеет наружную резьбу, а другой – внутреннюю резьбу.

Параметры труб:

  • диаметр – 26,7 – 114,3 мм;
  • толщина стенки – 5 – 7 мм.

Требования к качеству труб изложены в нормативных документах ГОСТ 633-80, техусловиям 14-161-198-2004, ГОСТ Р 52203-204.

Нефтепроводные трубы

Магистральные трубы для нефтепровода можно использовать, как сварные, так и цельнотянутые. Особенностью проката является его значительный диаметр – от 508 до 1420 мм, рабочая среда в трубах находится под давлением около 12,5 МПа.

Сварная транспортирующая труба изготавливается из стальных листов с применением:

  • контактной сварки высокочастотными токами – прямошовная труба;
  • электродуговой сварки – спиралешовная или прямошовная труба.

Нефтепроводы магистрального типа не нуждаются в предохранении от коррозии изнутри, т. к. железо не подвергается окислению нефтью. Снаружи нефтепровод покрываются битумной мастикой. Специфическими трубами для нефтепровода являются трубы для использования в северных регионах России, а также для прокладки под водой.

Основной документ, регламентирующий качество нефтепроводных труб – ГОСТ 20295-85. Соединение нефтяных транспортных труб производится круговой сваркой во избежание утечек нефти при муфтовом и резьбовом соединении на огромном расстоянии.

Технологические нефтепроводы

Комплекс сооружений, включающих нефтепроводы с врезанными в них приборами КИПиА и арматурой, смонтированных на опорах или подвесках — это технологический нефтепровод на территории предприятий. Основные функции технологических трубопроводов — прием, транспортировка на переработку и отпуск потребителю.

Данные транспортные системы служат для передачи разных рабочих жидкостей (сырья, полуфабрикатов, промежуточных или конечных продуктов технологической переработки нефти). Особенностью монтажа сооружения является:

  • большая разветвленность;
  • сложность обвязки оборудования;
  • необходимость использования элементов разных диаметров;
  • прокладка в разных по высоте уровнях
  • врезка множества деталей и единиц арматуры.

Особенности монтажа нефтепроводов

Обычно производится подземная прокладка нефтяных магистральных труб.

а) прокладка стальных нефтепроводов

Для укладки нефтепровода роется котлован глубиной 0,6 — 0,8 м (в зависимости от диаметра трубы). Современный метод рытья траншей осуществляется с применение специальных машин, которые бурят грунт на определенной глубине, но параллельно поверхности. Иногда магистраль проходит по болотистой местности или по дну водоема, что существенно усложняет монтаж.

Нормативные требования к монтажу нефтепроводов изложены в СНиП 2. 05. 06-85*. Такое пристальное внимание к выполнению технологии монтажа объясняется тем, что нефтепровод — это сооружение повышенной опасности. Несоблюдение требований техники безопасности при выполнении сварочных работ может повлечь большие проблемы.

Качество сварочного шва контролируется при помощи специальных приборов и визуально. Особенно ответственно нужно выполнять все требования СНиПа при монтаже новых участков на существующем нефтепроводе. Безопасность выполнения работ достигается выполнением заглушки вдоль шва, которая исключает попадание искры в пары нефти. Рабочее место сварщика оборудуется специальным навесом.

б) прокладка гибких нефтепроводов

Надежность и прочность стальных труб доведена практикой, однако существуют более современные прочные материалы — гибкие трехслойные трубы для нефтепроводов, выдерживающие давление до 40 атмосфер. Прокладка магистрали в этом случае наиболее упрощена. При замене старого участка устаревшие трубы не демонтируют, они остаются как каркас для гибких труб нового участка.