Трубы нефтяного сортамента включают:
Особые свойства металлического трубного проката нефтяного назначения объясняют возможность их применения в специфических условиях отрасли, суровом климате, разных по назначению нефтепроводах.
Существует 3 группы нефтепроводов из двух основных категорий (добычи и транспортировки нефти):
Сортамент труб для нефтепровода включает буровые, обсадные и насосно-компрессорные трубы.
Бурильные нефтяные трубы передают вращение с бурового оборудования непосредственно на резцы, которые проникают в нефтеносный слой. Большие нагрузки объясняют использование бесшовных прочных труб. Выпускаются с приваренными замками. Параметры проката:
Требования к качеству труб изложены в ГОСТ Р 50278-92, технических условиях 39. 0147016-63, других регламентах.
Обсадные трубы служат для удерживания (обсаживания) стенок скважины при смещении грунтовых пород, т. о. предотвращая разрушение бурового инструмента.
Материал изготовления – среднеуглеродистая или низколегированная сталь. Предусмотрено использование бесшовных труб с параметрами:
Качество проката должно соответствовать требованиям ГОСТ 632-80, техническим регламентам 14-3Р-76-2004, 39. 0147016-63 и другим условиям.
Насосно-компрессорная нефтяная труба погружается в скважину и подает наружу нефтемасловодяную эмульсию. Нефтяные трубы длиной до 11,5 м соединяются между собой посредством применения муфт или резьбовым соединением. Для этого один конец трубы имеет наружную резьбу, а другой – внутреннюю резьбу.
Параметры труб:
Требования к качеству труб изложены в нормативных документах ГОСТ 633-80, техусловиям 14-161-198-2004, ГОСТ Р 52203-204.
Магистральные трубы для нефтепровода можно использовать, как сварные, так и цельнотянутые. Особенностью проката является его значительный диаметр – от 508 до 1420 мм, рабочая среда в трубах находится под давлением около 12,5 МПа.
Сварная транспортирующая труба изготавливается из стальных листов с применением:
Нефтепроводы магистрального типа не нуждаются в предохранении от коррозии изнутри, т. к. железо не подвергается окислению нефтью. Снаружи нефтепровод покрываются битумной мастикой. Специфическими трубами для нефтепровода являются трубы для использования в северных регионах России, а также для прокладки под водой.
Основной документ, регламентирующий качество нефтепроводных труб – ГОСТ 20295-85. Соединение нефтяных транспортных труб производится круговой сваркой во избежание утечек нефти при муфтовом и резьбовом соединении на огромном расстоянии.
Комплекс сооружений, включающих нефтепроводы с врезанными в них приборами КИПиА и арматурой, смонтированных на опорах или подвесках — это технологический нефтепровод на территории предприятий. Основные функции технологических трубопроводов — прием, транспортировка на переработку и отпуск потребителю.
Данные транспортные системы служат для передачи разных рабочих жидкостей (сырья, полуфабрикатов, промежуточных или конечных продуктов технологической переработки нефти). Особенностью монтажа сооружения является:
Обычно производится подземная прокладка нефтяных магистральных труб.
а) прокладка стальных нефтепроводов
Для укладки нефтепровода роется котлован глубиной 0,6 — 0,8 м (в зависимости от диаметра трубы). Современный метод рытья траншей осуществляется с применение специальных машин, которые бурят грунт на определенной глубине, но параллельно поверхности. Иногда магистраль проходит по болотистой местности или по дну водоема, что существенно усложняет монтаж.
Нормативные требования к монтажу нефтепроводов изложены в СНиП 2. 05. 06-85*. Такое пристальное внимание к выполнению технологии монтажа объясняется тем, что нефтепровод — это сооружение повышенной опасности. Несоблюдение требований техники безопасности при выполнении сварочных работ может повлечь большие проблемы.
Качество сварочного шва контролируется при помощи специальных приборов и визуально. Особенно ответственно нужно выполнять все требования СНиПа при монтаже новых участков на существующем нефтепроводе. Безопасность выполнения работ достигается выполнением заглушки вдоль шва, которая исключает попадание искры в пары нефти. Рабочее место сварщика оборудуется специальным навесом.
б) прокладка гибких нефтепроводов
Надежность и прочность стальных труб доведена практикой, однако существуют более современные прочные материалы — гибкие трехслойные трубы для нефтепроводов, выдерживающие давление до 40 атмосфер. Прокладка магистрали в этом случае наиболее упрощена. При замене старого участка устаревшие трубы не демонтируют, они остаются как каркас для гибких труб нового участка.